Заинтересованные стороны > Потребители > Обеспечение доступного электроснабжения

Технологическое присоединение

Процедура технологического присоединения предусматривает фактическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) Заявителей к электрическим сетям с осуществлением фактической подачи (приема) напряжения и мощности на энергопринимающие устройства Заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении «включено»).

Услуга по технологическому присоединению энергопринимающих устройств Заявителей (юридических и физических лиц) к электрическим сетям оказывается:

  • при присоединении вновь вводимых в эксплуатацию энергопринимающих устройств;
  • при ранее присоединенных реконструируемых энергопринимающих устройствах, присоединенная мощность которых увеличивается;
  • при изменении категории надежности электроснабжения, точки присоединения, видов производственной деятельности, не влекущих пересмотр величины присоединенной мощности, но изменяющих схему внешнего электроснабжения.

Количество поданных заявок на технологическое присоединение в 2012 г. увеличилось на 18 % в сравнении с 2011 г., мощность увеличилась на 304,4 МВт.

Оказание услуги по технологическому присоединению осуществляется по Договору об осуществлении технологического присоединения в соответствии с «Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям» № 861 (в редакции ПП РФ № 1354 от 20.12.2012).

Среди крупных проектов 2011 г. — технологическое присоединение энергоустановок управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Мончегорска, присоединяемый объект РП-4Н, максимальной мощностью 15 МВт, позволившее обеспечить резервное электроснабжение г. Мончегорска от подстанции 150/10 кВ № 11Б, на которой имеется резерв мощности. Также в 2011 г. было осуществлено технологическое присоединение трансформаторной подстанции 2?4 МВА ПС 35/6 кВ № 9А (Заявитель Министерство обороны РФ) и энергоустановок лесоперерабатывающего завода максимальной мощностью 6 МВт (Заявитель ООО «Устьянский лесопромышленный комплекс»).

В 2012 г. было осуществлено технологическое присоединение крупных потребителей: в Мурманской области в первом квартале выполнено технологическое присоединение первой очереди главной понизительной подстанции 150/35/6 кВ (заявитель ЗАО «Северо-Западная Фосфорная Компания») общей мощностью 8 МВт. Во втором квартале 2012 г. — техприсоединение ПГУ-110 кВ Вологодской ТЭЦ (заявитель — ОАО «ТГК-2») общей мощностью 110 МВт в Вологодской области и техприсоединение Баяндыского нефтяного месторождения (заявитель ООО «ЛУЙКОЛ-Коми») общей мощностью 3 МВт в Республике Коми.

Динамика объемов технологического присоединения

Объем поданных заявок на ТП

Объем заключенных договоров на ТП

Объем исполненных договоров ТП

Потребители льготной категории

В течение последних трех лет наблюдается тенденция значительного роста заявок на подключение объектов мощностью до 15 кВт. В основном такие темпы вызваны изменениями в Правилах технологического присоединения, вступившими в силу в мае 2009 г., в части присоединения потребителей льготной категории: физических лиц до 15 кВт, плата для которых определена постановлением Правительства РФ в размере 550 руб. за присоединение в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Мы выполняем возложенные на нас обязательства, при этом несем значительную социальную нагрузку. Осуществляя технологическое присоединение льготной категории потребителей до 15 кВт за 550 руб., мы берем на себя затраты, значительно превышающие эту сумму, что приводит к возникновению выпадающих доходов.

Понимая проблематичность данной ситуации, мы ведем тесный диалог с органами исполнительной власти субъектов РФ по вопросам введения ограничений по льготе.

Оптимальным решением может стать определение кратности или временного периода, в течение которого один заявитель сможет использовать льготы для осуществления технологического присоединения. С учетом возможности нарушения заявителем своих обязательств, нам может быть предоставлено право расторгать договоры об осуществлении технологического присоединения в одностороннем порядке.

Принятие соответствующих решений позволит исключить факты злоупотребления льготой и поспособствует развитию в регионах малого и среднего бизнеса за счет льготного техприсоединения.

В 2012 г. в общем количестве заявок на технологическое присоединение 92 % поступило от заявителей мощностью до 15 кВт (льготная категория потребителей) общей мощностью 302,6 МВт. Число заявок на льготное техприсоединение выросло на 23,5 % по сравнению с 2011 г., требуемая мощность — на 31,1 %.

Система формирования тарифов на электроэнергию

Оплата услуг по передаче электроэнергии — сетевой тариф, расчет которого производится в соответствии с Основами ценообразования, Правилами государственного регулирования тарифов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 г. № 1178, и Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую энергию на розничном рынке, утвержденными Приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2.

Тарифы на услуги по передаче электроэнергии в отчетном периоде по всем филиалам МРСК Северо-Запада были утверждены на основании установленных долгосрочных параметров. При этом по филиалам «Вологдаэнерго», «Новгородэнерго» и «Псковэнерго», а с 01.11.2012 г. и «Карелэнерго», были утверждены долгосрочные параметры регулирования, рассчитанные методом RAB.

Существенное отличие тарифов на услуги по регионам, входящим в зону деятельности МРСК Северо-Запада, объясняется соотношением потребителей по уровням напряжения. Филиалы, в которых преобладают электрические сети низкого напряжения, такие как «Архэнерго», «Комиэнерго» и «Псковэнерго», отличаются высокими тарифами, что обусловлено более высокими затратами на обслуживание электрических сетей по сравнению с филиалами с преобладанием сетей высокого напряжения, таких как «Вологдаэнерго», «Карелэнерго», «Колэнерго», «Новгородэнерго».

776,07 руб./МВ т•ч

Средний расчетный тариф на электроэнергию в 2012 г.

Информация о тарифах

Филиал / МРСК Средний расчетный тариф на 2012, руб./МВтч Средний расчетный тариф на 2011, руб./МВтч Cредний расчетный тариф на 2010, руб./МВтч Рост 2012/2011, % Рост 2011/2010, %
Архэнерго 1 416,06 1 146,01 1 041,51 23,57 % 10,03 %
Вологдаэнерго 730,68 710,11 616,30 2,90 % 15,22 %
Карелэнерго 534,37 547,64 529,64 ?2,42 % 3,40 %
Колэнерго 451,62 478,35 431,85 ?5,59 % 10,77 %
Комиэнерго 1 128,89 1 147,81 941,94 ?1,65 % 21,86 %
Новгородэнерго 917,32 891,87 774,19 2,85 % 15,20 %
Псковэнерго 1 690,58 1 687,39 1 467,30 0,19 % 15,00 %
МРСК Северо-Запада 776,07 763,99 681,78 1,58 % 12,06 %

В 2013 г. тарифное регулирование проведено в соответствии со сценарными условиями, определенными Прогнозом социально-экономического развития страны. В 2014 г. тарифы на электро­энергию будут заморожены как для граждан, так и для промышленности, таким образом, индексация тарифов по электросетям будет проведена только в июле 2015 г. на уровень инфляции 2014 г.

Перекрестное субсидирование

Значительные объемы перекрестного субсидирования в структуре тарифа МРСК Северо-Запада являются следствием реализуемой политики региональных властей: тарифы на электричество регулируются таким образом, чтобы сделать их доступными для населения, при этом крупные промышленные потребители платят по тарифу выше экономически обоснованного. Такая схема существует в России с начала 90-х гг., когда политика была направлена на сохранение максимально доступных цен на электроэнергию во избежание социальных взрывов.

Однако сегодня наличие такого субсидирования не позволяет рассчитывать на долго­срочные перспективы по удержанию заниженных тарифов. Решение данной пробле­мы зависит напрямую от качества государственного регулирования распределительных сетевых компаний.

В 2013 г. Правительство РФ планирует подписать постановление о введении социальной нормы потребления, которая призвана ликвидировать часть перекрестного субсидирования. Ввести социальную норму в регионах планируется с 2014 г.

Механизм социальной нормы предусматривает установление для потребителей пониженного тарифа на условно нормальный объем потребления электроэнергии и повышенного — на весь объем, превышающий эту планку. С точки зрения социальной нагрузки очень важно, чтобы от реализуемых мероприятий не пострадали социально незащищенные категории.