Контроль качества электроэнергии
В Обществе организован периодический контроль качества электроэнергии, который производится специальными приборами на приближенных к точкам поставки потребителям присоединениях.
За отчетный период сотрудники Общества провели порядка 5 900 замеров по контролю качества электроэнергии в сетях 1 600 центров питания.
Иногда ошибочно полагают, что виновником всех выявленных нарушений по качеству электроэнергии является электросетевая организация, однако зачастую участниками процесса управления качеством электроэнергии являются все субъекты электроэнергетики, в том числе, потребители электроэнергии.
По результатам анализа, проведенного в
- 28 % от выявленных нарушений — несимметрия нагрузок в сетях потребителя (многоквартирные дома, групповые потребители, предприятия);
- 19 % — увеличение нагрузок потребителей, сверх выданных технических условий (ТУ) и заключенных договоров с потребителем, а также резкий рост льготного технологического присоединения потребителей;
-
5-20 % (в зависимости от энергорайона) — нелинейная нагрузка, генерируемая потребителем (гармонические составляющие); - 15 % — нарушение режима работы устройств РПН (ПБВ) электросетевой организацией. Как правило, нарушения режима РПН устраняются сразу или в течение 30 суток, ПБВ — в зависимости от схем подключения и необходимости отключений потребителя, как правило, не более чем за 30 суток.
- 18 % — несоответствующее оборудование (линии, трансформаторы) — вследствие естественного роста нагрузок потребителей и развития энергорайонов или ухудшения состояния ВЛ.
Сертификация электроэнергии
Электрическая энергия в МРСК Северо-Запада проходит процедуру сертификации. В данный момент все центры питания, к которым подключены бытовые потребители, сертифицированы. В 2013 г. МРСК Северо-Запада планирует увеличить число приборов для контроля качества электроэнергии на 20 %, что позволит нарастить объемы периодического контроля качества электроэнергии в будущих периодах и, как следствие, выявить и устранить большее количество причин нарушений КЭЭ.
Устранение нарушений
Нарушения, которые можно устранить хозяйственным способом, устраняются в течение 30 дней, а нарушения, требующие капитальных затрат, включаются в инвестиционные и ремонтные программы, которые рассматриваются и утверждаются (или отклоняются) энергетическими комиссиями областных администраций. Устранение нарушений, вызванных потребителями электроэнергии, производится по мере устранения влияющих факторов самими потребителями, в данном случае, на срок устранения нарушения Общество в рамках правового поля, как правило, влиять не может.
Таким образом, вина потребителей, вносящих искажения в сеть, или обслуживающих и эксплуатирующих сети потребителя организаций (УК, ТСЖ и другие) составляет
В сельской местности большое влияние на ухудшение показателей качества электроэнергии оказывают те, кто занимается незаконным подключением и воровством электроэнергии. Например, незаконно подключенный электрообогрев домов и теплиц может вызвать несимметрию напряжений в целом поселке и, как следствие, выход из строя электроприемников у одних жителей и низкое напряжение у других. В многоквартирных домах, если управляющая организация не контролирует и не выравнивает нагрузку по фазам, то же самое может произойти в квартирах жильцов, в то время как электросетевая организация поставляет в этот поселок или жилой дом электроэнергию надлежащего качества. Есть также ряд крупных потребителей, например, электропоезда РЖД, горно-обогатительные фабрики и другие объекты, которые вносят существенные искажения в сеть крупных энергорайонов.
Если у потребителя возникла проблема с качеством электроэнергии, ему необходимо, в первую очередь, обратиться в организацию, обслуживающую дом (ТСЖ, УК) или поселок, с целью контроля и проверки собственных сетей. Соответствующие замеры помогут точно определить, где именно возникла проблема.